Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Шрифт: Arial Times New Roman

Показывать изображения и видео Да Нет

Свернуть настройки

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Шрифт: Arial Times New Roman

Показывать изображения и видео Да Нет

Свернуть настройки

Технология «Сеть социальных контактов» направлена на оказание помощи одиноким пожилым людям посредством восстановления и активизации в их жизни забытых, потерянных контактов (родственников, друзей, коллег и т.д.), поиска новых форм и средств общения, исходя из их собственных возможностей и ресурсов для преодоления сложной жизненной ситуации (социального одиночества).

Деятельность технологии распространяется на граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на социальном обслуживании на дому, и предполагает полный охват данной категории граждан, а также на одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан, не состоящих на социальном обслуживании в территориальном учреждении социального обслуживания.

В работе по технологии с гражданами пожилого возраста и инвалидами, состоящими на социальном обслуживании на дому, принимают непосредственное участие специалисты отделения социального обслуживания на дому (заведующий отделением, специалист по социальной работе, социальный работник), иные заинтересованные специалисты территориальных ведомств и учреждений, а также добровольцы (волонтёры).

В работе по технологии с пожилыми гражданами, не состоящими на социальном обслуживании, ключевую роль в её реализации играют участковые специалисты по социальной работе (выявляют одиноких и одиноко проживающих граждан, нуждающихся в привлечении социальных контактов, определяют круг предполагаемых социальных контактов и т.д.), а также волонтёры района (города), курирующие граждан пожилого возраста. Волонтёры могут являться непосредственными инициаторами включения пожилого человека в деятельность по технологии, осуществлять поиск социальных контактов, проводить работу по привлечению выявленных социальных контактов к участию в жизни пожилого человека, а также самим выступать в роли привлекаемых социальных контактов.

Данная технология разработана в рамках реализации мероприятий программы по повышению качества жизни пожилых людей в Тюменской области «Старшее поколение».

При организации работы по технологии «Сеть социальных контактов» важно учитывать, что сетевые контакты различаются в зависимости от категории лиц, отношения с которыми восстанавливаются, и степени формальности этих контактов.

Все социальные контакты пожилого человека подразделяются на формальные и не формальные. В формальную сеть контактов входят официальные лица (представители различных социальных служб и ведомств), которые оказывают социальную помощь и сопровождение граждан пожилого возраста. Неформальная сеть контактов – это личная сеть контактов человека, круг его близкого общения, например, родственники, друзья, соседи, бывшие коллеги и работодатели, знакомые.

Главной задачей специалиста, организующего работу по технологии, является максимальное вовлечение социального окружения (формального и неформального) пожилого гражданина к участию в его жизни, оказанию ему помощи и поддержки. При этом необходимо учитывать, что привлечение социальных контактов к участию в жизни пожилого человека осуществляется только с его согласия.

Социальную работу с пожилыми людьми с использованием сети социальных контактов рекомендуется осуществлять системно на постоянной основе с выполнением следующих этапов:

1.  Выявление социальных контактов.

2.  Мобилизация сетевого окружения на изменение ситуации в интересах клиента.

3.  Составление и реализация плана мероприятий по решению проблем клиента.

4.  Контроль за реализацией плана мероприятий.

Выявление социальных контактов при работе с гражданами, состоящими на социальном обслуживании на дому, может осуществляться первично и вторично. Первичное выявление происходит при проведении обследования и оценки нуждаемости гражданина в социальных услугах, в ходе которого специалистом, осуществляющим выход, заполняется акт обследования материально-бытовых условий проживания гражданина (в форме акта предусмотрен раздел о выявлении ближайшего социального окружения пожилого человека). Выявление социальных контактов осуществляется вторично при проведении анализа полученной информации о социальных контактах гражданина социальным работником, закрепленным за пожилым человеком.

Выявление граждан, не состоящих на обслуживании, осуществляется по информации об одиноких и одиноко проживающих гражданах района (города), имеющейся у участковых специалистов (выход к данной категории граждан, включен в перечень основных обязанностей специалиста), а также по информации от волонтёров, курирующих граждан пожилого возраста и инвалидов района. Участковому специалисту рекомендуется заполнять акт обследования материально бытовых условий для подтверждения проделанной работы. Волонтёры могут осуществлять фиксацию выявленных социальных контактов в свободной форме, например, с использованием опросного листа. 

На основании акта обследования материально-бытовых условий проживания гражданина и опросного листа по выявлению социальных контактов, специалист учреждения социального обслуживания населения или волонтёр, выявляют всех значимых для пожилого гражданина людей, которых распределяет по категориям:

  1. родственники;
  2. друзья;
  3. соседи;
  4. знакомые;
  5. бывшие коллеги и работодатели;
  6. административные инстанции.

Результатом анализа информации о социальных контактах клиента является выявление ключевых социальных проблем и значимых лиц из его социального окружения, на основании чего составляется список людей, которых можно привлечь (мобилизовать) к участию в жизни пожилого человека.

Специалист или волонтёр, организующий работу по технологии, при мобилизации сетевого окружения пожилого человека может применять различные методы и приёмы привлечения социальных контактов (формальных и неформальных).

Этапы в работе специалиста при мобилизации сетевого окружения:

1 этап. Выявление основной информации о предполагаемом контакте (полные Ф.И.О., адрес проживания, телефоны, электронная почта) самостоятельно, либо через беседы с пожилым человеком.

2 этап. Осуществление непосредственного выхода на предполагаемый социальный контакт (по телефону, по электронной почте, личная встреча), в ходе которого главной задачей специалиста является привлечение предполагаемого контакта к участию в жизни пожилого гражданина.

3 этап. Помощь в организации форм взаимодействии между социальным контактом и пожилым человеком (осуществляется только при получении согласия от предполагаемого контакта на участие в жизни пожилого человека). Такими формами могут выступать их личные встречи, общение по телефону, через социальные сети и т.д.

Систематическое общение с родными, соседями, бывшими коллегами и волонтерами, постоянное их внимание и участие позволяет пожилым людям вернуть интерес к жизни, получить эмоциональное удовлетворение и душевное спокойствие.


Создано: 01.03.2019
Дата обновления: 02.02.2022
Источник: Муниципальное автономное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения Казанского района"

Единый телефон системы долговременного ухода
8-800-550-27-27